Я лично работал SEO-специалистом 2 года (с 2014 по 2016 год) в крупном агентстве Новосибирска и это было замечательное время. Пока писал статью захотелось даже снова устроиться в крупную компанию с дружелюбным коллективом и безлимитными печеньками.
Немного жаль, что я в то время не понимал всех возможностей, которые есть у SEO-специалиста… Но об этом позже, сначала факты.
Сколько зарабатывает SEO-специалист в Москве и регионах
По данным портала trud.com на январь 2021 года средняя зарплата SEO-специалиста в России — 47 065 ₽.
Если посмотреть актуальные вакансии на hh.ru, то увидим такую разбивку по уровню заработной платы:

Москва
Средняя зарплата SEO-специалиста в Москве — 60 983 ₽:

Зарплата от 100 000 ₽ не такая уж и редкость. При этом на должность такого уровня вполне реально попасть с опытом работы 2-3 года, если у вас есть нужные навыки и успешные проекты в портфолио.
Из частых требований к претенденту на высокую зарплату:
- умение анализировать большие объемы информации (здесь действительно нужно уметь анализировать и уметь отслеживать взаимосвязи, а не просто собрать много данных в табличку);
- наличие успешных кейсов по продвижению сайтов в конкурентных нишах;
- знание английского языка (для продвижения зарубежных проектов);
- умение управлять штатом специалистов (в том числе удаленных);
- быть всегда в курсе новых тенденций в SEO и уметь ставить эксперименты.
Есть 3 основных вида компаний, которым нужны сотрудники такого уровня:
- интернет-агентства (в этом случае нужен руководитель отдела, как правило);
- оффлайн-компании с внутренним SEO-отделом (какая-нибудь мебельная компания федерального масштаба);
- компании, развивающие собственные онлайн-проекты (всё чаще это зарубежные проекты).
Санкт-Петербург
Средняя зарплата SEO-специалиста в Санкт-Петербурге — 54 347 ₽:

Ситуация на рынке труда как обычно средняя между Москвой и регионами.
Регионы (на примере родного Новосибирска)
По статистике средняя SEO-оптимизатора зарплата в Новосибирске — 42 096 ₽. Для составления диаграммы взял данные полностью по Сибири:

Как бывший среднестатистический сеошник, проживающий в Новосибирске, я подтверждаю эти цифры.
Честно, я не помню свою зарплату на момент увольнения, потому что работал не полный день. Но, кажется, мне начисляли зарплату из расчета 33 000 ₽ за полный день + премии. Это было начало 2016 года и я был как раз специалистом среднего звена.
Я дополнительно проверил статистику где-то по 20 регионам, уровень зарплат в Новосибирске близок к среднему по регионам.
От чего зависит зарплата SEO-специалиста
Опыт и регион — основные факторы, от которых зависит размер заработной платы SEO-оптимизатора.
Покажите, что вы умеете
Опыт в данном случае — это не стаж, а именно опыт. Выводили ли вы уже сайт в ТОП по Москве? Умеете ли выстраивать работу с командой копирайтеров? Продвигали ли сайты на английском языке? И т.д.
И именно покажите, а не расскажите.
Знания нужны, но если вы просто выучили теорию, то можете рассчитывать только на минимальный оклад.
Если вы решили проходить какой-то курс по SEO, то обязательно применяйте в ходе обучения знания на практике. Можно взять сайт знакомого или создать свой проект.
Когда я пришел устраиваться на работу, то меня сразу взяли на максимальную ставку для стажера, хотя в трудовой книжке у меня была только запись о работе инженером-строителем. Но зато я продвигал свой информационный сайт и свой интернет-магазин.
Хочешь большую зарплату в найме — в Москву
В регионах сложно прийти и устроиться SEO-специалистом с зарплатой 100 000 ₽. Такие зарплаты могут быть у руководителей отделов, которые обычно вырастают внутри компаний, а не приходят со стороны.
Для наглядности привожу данные по вакансиям в Москве и Новосибирске:

Только я сейчас не написал, что нельзя нормально зарабатывать на SEO за пределами Москвы. Очень можно, если добавить немного предприимчивости. Об этом ниже.
Нам нужен KPI
Кроме опыта и географии уровень дохода обычно будет в какой-то части привязан к результатам. Где-то больше, где-то меньше, но привязка к KPI должна быть.
Я наблюдаю всё большую тенденцию к созданию интернет-агентствами своих собственных внутренних проектов. Логично, что зарплата специалиста, который трудится над таким проектом будет привязана к какому-то показателю.
В каком бизнесе вы работаете
Я сейчас сижу в офисе у своих друзей, которые развивают несколько онлайн-школ. Периодически к ним приходят соискатели на должность менеджера по продажам. Кандидаты всегда называют желаемую зарплату ниже (часто сильно ниже), чем реальная зарплата в компании.
За ту же самую работу в другой компании эти специалисты получали бы зарплату сильно меньше. И дело было бы не в них (ну если в глобально, то, конечно, в них), а в бизнесе.
У моих друзей качественный продукт и выстроенная система продаж. Они постоянно что-то улучшают и создают новое. Это создаёт среду, в которой специалист определенного уровня приносит их бизнесу больше денег, чем приносил бы другому. И они не жадные.
7 способов зарабатывать больше
Так, давайте договоримся. Сейчас я напишу свои соображения именно в привязке к работе по найму. То есть рассмотрим способы как SEO-специалист может зарабатывать больше, не уходя из компании.
А позже напишу отдельную статью с заголовком типа «13 способов зарабатывать в SEO». В ней опишу и варианты самостоятельного развития. Хотя начинать в любом случае стоит параллельно и, как правило, препятствий со стороны работодателя не будет.
№1 — Фриланс
Ведение 3 проектов по 15 000 ₽ в свободное от работы время удвоит среднестатистическую зарплату SEO-специалиста в России.
Даже через полгода работы вы точно сможете найти 1-2 проекта через знакомых. Кто-то захочет работать с вами просто потому что вам доверяет, кому-то вы предложите цену ниже рынка за отзыв.
Нарабатывайте репутацию и кейсы. Сарафан в SEO и подобных сферах работает лучше всего.
Только убедитесь, что вам можно продвигать сторонние проекты. Это важный момент.
№2 — Постоянно обучайтесь
Дело не только в знаниях, но и в знакомствах. Возможность обратиться за помощью в профессиональное сообщество повышает вашу ценность как сотрудника.

У вас постоянно будет много новых идей и предложений. Какие-то идем можно будет протестировать самостоятельно и потом поделитесь результатами с коллегами. Другие можно будет предложить для внедрения руководителю.
Как правило, в развивающихся компаниях инициатива ценится.
№3 — Развивайтесь в смежных отраслях
SEO всё больше переплетается с маркетингом. Оптимизатору хорошо бы уметь писать не только анкоры для ссылок, но и продающие тексты.
Изучайте копирайтинг, юзабилити, системы аналитики и маркетинг в целом. Вот 5 курсов, которые будут полезны SEO-специалисту:
- LSI-копирайтинг: мастер контента — Петр Панда
- Взлом конверсии — Владимир Сургай
- Веб-аналитика для маркетолога — Нетология
- Бесплатные курсы по YouTube — YouTube
- Маркетинг для предпринимателя — Skillbox
№4 — Проявляйтесь как эксперт
Ведите свой личный профессиональный блог, публикуйте кейсы на площадках типа VC.ru, участвуйте в профильных мероприятиях.
Это нормально, когда сотрудник компании ведет свой экспертный блог. При правильном подходе выиграют все: вы, компания и клиенты.
№5 — Обучайте
Вряд ли, человек способный вести курсы по продвижению сайтов стал бы вбивать в Яндекс запрос «сколько зарабатывает сео специалист», но тем не менее я должен упомянуть об этом.
Начать преподавательскую деятельность можно не с целого курса, а с блока SEO в каком-то общем курсе по интернет-маркетингу.
Если вы работаете в агентстве, не обязательно выбирать: работа в компании или создание своих курсов. Вы можете развиваться вместе с компанией.
Многие крупные SEO-агентства выпускают свои курсы, самый яркий пример — курс SEO-специалист от Ingate с гарантированной стажировкой в их агентстве.
№6 — Предложите развивать свой проект вместе
Да, можно и так!
Всё больше агентств работают над своими внутренними проектами. Например, создают свои сайты в какой-то нише, копируют их по всем городам и потом сдают в аренду.
Сделайте сайт по продаже кирпича в Перми, продвиньте его, найдите производителя, который готов будет арендовать его.
А потом идите к своему руководителю, покажите проект и все цифры. Возможно агентству будет выгоднее масштабировать ваш опыт, чем продвигать клиентские сайты. А вы будете руководить этим процессом.
№7 — Смотрите на Запад
В 2020 году средняя зарплата SEO-специалиста в США составила $88 532 в год. Это примерно 6 500 000 ₽ в год или более 540 000 ₽ в месяц.
Понятно, что и продавец в американской «Пятерочке» зарабатывает больше, чем опытный SEO-специалист в России. Так сравнивать несправедливо.
Но не говорю про то, чтобы ехать в США. Есть российские бизнесы, которые выходят на международную арену и нуждаются в специалистах со знанием специфики продвижения за рубежом.
У таких специалистов зарплата больше.
Я вам благодарен, что дочитали до этого места. Поэтому расскажу вам про бонусный способ увеличить свой уровень дохода.
Регистрируйте все корпоративные аккаунты по своей реферальной ссылке 😅
Если вы сейчас выбираете профессию или в самом начале пути, то рекомендую вам прочитать статью «Как бы я начал сегодня свою карьеру в SEO» (нужно немного подождать и здесь появится ссылка).
А те, кто уже в SEO, пожалуйста, напишите в комментариях как обстоят дела у вас? Мне очень любопытно, а новичкам будет полезно. Может быть вы кого-то вдохновите. Или нет.